Суть диагноза ДЦП Детский церебральный паралич или ДЦП уверенно держит «пальму первенства» в списке самых распространенных причин детской инвалидизации. Под термином ДЦП принято понимать группу неврологических патологий, основной характеристикой которых является нарушение двигательной активности и появление вторичных осложнений, а причиной – врожденное поражение одной или нескольких функциональных зон головного (реже спинного) мозга. Гораздо реже встречается приобретенный ДЦП. Причинами такого ДЦП могли стать нарушения родовой деятельности, родовая травма, инфекции и другие. ДЦП на данный момент излечению не подлежит. Это пожизненный диагноз. Однако многих проблем можно избежать, если диагностировать патологию в раннем детском возрасте до 1 года, хотя чаще всего ДЦП диагностируют в возрасте 2-3 года, когда отклонения в развитии ребенка становятся более очевидными как для медиков, так и для родителей. Важно сразу же приступать к программе реабилитации ДЦП, не откладывая ее на более поздний возраст. Обязательная часть жизни ребенка с ДЦП – регулярная реабилитация и постоянная, непрерывная работа с физической формой, то есть, лечебная физкультура. В этой статье рассмотрим, что такое ЛФК, что входит в ЛФК при ДЦП, почему она так важна, основные принципы ЛФК и какие бывают тренировки для детей с ДЦП. Что такое ЛФК? Лечебная физическая культура – это не физкультура в прямом смысле. ЛФК представляет собой комплекс специально разработанных терапевтических приемов с элементами тренировок и упражнений, направленных на определенную проблему и способствующих ее устранению, коррекции или профилактике. И конечно, ЛФК направлена на общее укрепление организма и улучшение самочувствия, причем как физического, так и психоэмоционального. ЛФК проводит медицинский специалист, прошедший специализацию по этой дисциплине, которая сочетает медицинскую направленность с педагогическими аспектами. Такие специалисты после профессиональной подготовки называются инструкторами-методистами по ЛФК или физическими терапевтами. ЛФК или лечебная физическая культура при ДЦП – часть консервативной немедикаментозной терапии, которая используется при патологиях опорно-двигательного аппарата для коррекции и профилактики патологических состояний, а также для улучшения общего самочувствия, укрепления организма. В случае с детьми с ДЦП – еще и для освоения элементарных бытовых навыков. Почему ЛФК так важна для детей с диагнозом ДЦП? ЛФК – обязательная составляющая реабилитационного курса для детей с ДЦП. Дело в том, что именно благодаря непрерывной реабилитации, в частности занятиям лечебной физкультурой и гимнастикой, удается скомпенсировать утраченные моторные функции мозга. Детский мозг имеет большой потенциал. Развиваясь, другие отделы мозга берут на себя функции поврежденных зон. Но компенсаторные механизмы не запускаются сами собой, если ничего не делать. Это происходит только, если моторную функцию постоянно поддерживать и расширять. Для этого и необходима постоянная комплексная реабилитация и непрерывные занятия специальной физкультурой. Сам ДЦП не прогрессирует. А вот вторичные осложнения обязательно появятся без реабилитационных лечебных мероприятий и будут прогрессировать. Цели ЛФК Как понятно из сказанного выше, ЛФК в реабилитации больных ДЦП играет очень важную роль. Основные цели лечебной физкультуры это:
общеукрепляющее и оздоравливающее действие;
активизация ослабленных мышц и восстановление моторной функции, тренировка работоспособности, координации и выносливости тела;
коррекция и профилактика искривления позвоночника;
активизация работы головного мозга за счет двигательной деятельности;
укрепление мышечного каркаса, без чего невозможно формирование правильных поз, опоры при поддержании положения тела сидя и при ходьбе;
профилактика спаечных процессов, связанных с низкой двигательной активностью ребенка;
улучшение кровообращения всех органов, активизация обмена веществ;
полное или частичное устранение контрактур, парезов, парестезий, сколиоза. Профилактика этих патологических состояний.
Направления ЛФК при детском церебральном параличе
Поддержка и улучшение моторной (двигательной) функции.
Коррекция дыхания.
Коррекция и профилактика вторичных ортопедических осложнений: контрактур, вывихов, сколиоза и т.д.
Системный подход – разнообразные занятия для всех групп мышц.
Непрерывность и регулярность занятий.
Постепенное увеличение нагрузок.
Индивидуальный подход – это не командные упражнения и не спорт.
В ЛФК при ДЦП обязательно учитываются все особенности анамнеза ребенка, его особенности.
Основные правила Существуют основные правила проведения упражнений ЛФК:
повышение нагрузок – только постепенное, чтобы организм успевал адаптироваться к ним.
Не практиковать резкие движения с большой амплитудой, чтобы избежать микротравм мышечной ткани и связок, растяжения мышц.
Технически сложные упражнения лучше оставить на то время, когда уровень подготовки пациента будет более высоким.
Адаптивная гимнастика Адаптивная гимнастика – это комплекс упражнений ЛФК при ДЦП, в основе которых лежит сочетание движений и правильного дыхания. Такой подход значительно повышает терапевтическую эффективность ЛФК при данном заболевании. Кроме того, он позволяет ребенку постепенно мобилизовать силы организма и чувствовать себя увереннее. На начальных этапах адаптивная гимнастика направлена на то, чтобы чередовать одинаковые по продолжительности вдохи и выдохи. Также важно их правильное чередование. Во время занятий инструктор ЛФК использует следующий инвентарь:
жидкость для надувания мыльных пузырей;
надувные шарики;
резиновые игрушки.
Также в этом направлении практикуется протяжное произношение гласных звуков различной высоты, что активно развивает дыхательную систему ребенка. ЛФК для восстановления двигательных функций Одна из самых распространенных проблем при диагнозе ДЦП – сложности с ходьбой и подвижностью ног. В ЛФК существует специальное направление, которое работает на восстановление и улучшение двигательных функций. Примеры упражнений для восстановления двигательных функций:
Исходное положение: ребенок сидит на пятках при поддержка за плечи и таз инструктора ЛФК или родителя.
Затем с помощью инструктора ребенок перемещается на колени.
В этом положении ребенок должен плавно раскачиваться. Смысл упражнения в тренировке координации и ощущении своего тела в пространстве.
Когда ребенок освоит это движение, можно усложнить упражнение: учиться удерживать тело, оторвав одну ногу от пола одновременно с разведением обеих рук.
Исходное положение: стоя обеими ногами на полу.
Крепко удерживая ребенка, раскачивать его, вынуждая сделать шаг.
Исходное положение: ребенок сидит на стуле.
Взрослый (инструктор/родитель) плотно фиксирует его ножки своими ногами.
Берет за ручки и тянет кисти вперед и вверх, вынуждая встать.
При всей своей кажущейся простоте эти упражнения имеют мощный эффект: увеличивают кровообращение и растяжку, тренирует гибкость и ощущение тела в пространстве, предотвращает искривление позвоночника. ЛФК на растяжку Упражнения на растяжку также стимулируют правильное развитие мышц корпуса, укрепляют суставы, способствуют устранению и профилактике сколиоза у больных ДЦП. Цель этой группы упражнений – повышение эластичности мышц и одновременно их прочности. Элементарные упражнения на растяжку (которые работают и в профилактической гимнастике для взрослых):
Исходное положение: сесть на пол с опорой на спину (не на руки). Ноги немного развести в стороны и выпрямить. Тянуться руками к стопам. В идеале – дотянуться пальцами рук до пальцев ног.
Исходное положение: ребенок лежит на животе с вытянутыми вдоль корпуса руками. Задача инструктора спровоцировать его упереться ладонями об пол поднимать туловище вверх.
Исходное положение: ребенок лежит на спинке, ноги вытянуты прямо. Задача: подтягивать ноги к животу, сгибая коленный и тазобедренный суставы. Ноги тренируются поочередно, затем, когда ребенок адаптируется, вместе.
Пальчиковая гимнастика Основная задача пальчиковой гимнастики – обучение точным движениям, мелкой моторике рук. Благодаря этому виду упражнений достигается координация нервной и мышечной систем, что очень важно для восстановления утраченных мозгом ребенка функций и для развития новых навыков. Важно: при подготовке к занятию нужно помассировать кисти ребенка мягкими поглаживающими движениями. Примеры упражнений пальчиковой гимнастики:
водим пальцами правой руки по ладони левой и наоборот;
сжимаем и разжимаем кулачки;
пальцем одной руки чертим фигуры на ладони другой (круги, линии, треугольники и т.п.);
пальцем одной руки поочередно касаемся всех пальчиков другой ладони.
Качественная разработка суставов Укрепление суставов – еще один важный пункт в списке целей лечебной физкультуры для деток с ДЦП. Суставы у больных ДЦП страдают от недостатка движения, формирования неправильных поз, вторичных осложнений, таких, как контрактуры и деформации. Примеры упражнений ЛФК на разработку суставов: Исходное положение: ребенок лежит на спине, конечности вытянуты прямо.
Инструктор или родитель медленно, поочередно сгибает и разгибает нижние конечности. Постепенно нужно стараться достать коленом ноги до живота (поочередно).
Исходное положение: ребенок сидит на полу. Ноги вытянуты и немного разведены.
Инструктор находится сзади, придерживая пациента. Суть упражнения – постепенно наклоняться корпусом вперед, пока руки не достигнут пола. Максимальный уровень этого упражнения, к которому надо стремиться – пока в таком положении лоб ребенка не достигнет пола.
Результаты занятий ЛФК при лечении ДЦП Регулярные занятия ЛФК при ДЦП:
Развивают способность произвольно совершать движения и тормозить их.
Уменьшают проявления спастичности в сочетании с ботулинотерапией.
Помогают выработать новые правильные движения и уйти от неправильных поз и движений.
Помогают вырабатывать и использовать движения для бытовых навыков и самообслуживания.
Увеличивают амплитуду движений в суставах и профилактируют контрактуры.
Улучшают координацию.
Помогают маленькому пациенту чувствовать себя увереннее и лучше.
Регулярность занятий ЛФК при лечении ДЦП Важнейший фактор для достижений поставленных целей в ЛФК при ДЦП – системность и регулярность. Без этих факторов добиться стойкого эффекта не представляется возможным. Чтобы поддерживать регулярность и не сбиться, рекомендуется составить график тренировок на разные группы мышц и типы занятий, если вы занимаетесь с ребенком самостоятельно. И придерживаться данного инструктором графика, если занятия проходят с тренером.