Суть диагноза ДЦП Детский церебральный паралич – поражение центральной нервной системы, большинство причин которого кроется во внутриутробных патологиях. Гораздо реже ДЦП является приобретенным во время родов или в раннем младенчестве. ДЦП характеризуется нарушениями двигательной функции, парезами, ортопедическими проблемами. Реже бывает эпилепсия, задержка психического, эмоционального и интеллектуального развития. Оптимально диагностировать ДЦП в возрасте до года (но это происходит реже, чаще в возрасте 2-3 года) и как можно раньше начать лечебные и реабилитационные мероприятия. От этого зависит не только эффективность реабилитации, но и состояние здоровья пациента в дальнейшем, а также качество его жизни. ДЦП – самая частая в мировой статистике причина детской инвалидности. Детский церебральный паралич не прогрессирует, но, к сожалению, диагноз этот пожизненный. Из этого материала вы узнаете, что такое реабилитация пациентов с ДЦП, зачем она нужна, а также какие средства реабилитации для детей с ДЦП используются в современной медицинской практике и как их получить. Реабилитация пациентов с ДЦП Реабилитационные мероприятия при ДЦП подразумевают целый комплекс лечебно-профилактических и коррекционных процедур и занятий. Для чего нужна постоянная и непрерывная реабилитация детей с таким диагнозом? Цели реабилитации детей с диагнозом ДЦП:
профилактика и коррекция осложнений, в частности тех, что мешают двигаться – ортопедических (вывихов, контрактур, снятие спастичности);
общее укрепление организма пациента, восстановление двигательной функции, освоение необходимых для жизни движений;
лечение сопутствующих состояний и осложнений ДЦП: нарушения тонуса мышц и других;
работа с задержкой психических функций и психологическим состоянием;
освоение бытовых навыков и коммуникации;
развитие интеллектуальной и эмоциональной сферы особенных детей, стимуляция их познавательной и творческой активности;
послеоперационная реабилитация – восстановление и поддержка организма после нейрохирургической операции (если она была проведена);
общее улучшение качества жизни за счет достижения вышеперечисленных целей.
Какие методы реабилитации применяются?
Лечебная физическая культура и гимнастика. Специальные методы лечебной физкультуры для пациентов с ДЦП направлены на восстановление моторной функции, преодоление неправильных поз и положений, развитие зрительно-моторной координации и ощущения нахождения своего тела в пространстве, освоение новых движений, которые помогут ребенку двигаться и быть более самостоятельным (навыки самообслуживания).
Эрготерапия (дословно «трудотерапия») – метод, позволяющий восстанавливать психические и физические функции маленьким пациентам с ДЦП, используя для этого выбранную деятельность.
Логопедические занятия. У маленьких пациентов с ДЦП нередко возникает задержка речевой функции: они могут не говорить, говорить неправильно или невнятно. Логопед-дефектолог занимается развитием речи и устранением речевых нарушений у особенного ребенка.
Занятия с клиническим психологом направлены на преодоление патологических состояний психики и коррекцию эмоциональной развития, а также профилактику нарушений этой сферы.
Кинезиологические методы: Войта-терапия, Бобат- терапия, аппаратная кинезиология и т.д.
Различные физиопроцедуры: нейроэлектромиостимуляция, массаж, иглорефлексотерапия, бальнеологическое и грязелечение, парафинотерапия (применяется для снятия спастичности), водные процедуры и другие.
Особое место в комплексной реабилитации детского церебрального паралича занимает ортопедическая реабилитация и коррекция, а также специальные устройства, повышающие мобильность ребенка-инвалида. Обзор технологий и средств реабилитации для детей с ДЦП Современные технические средства реабилитации для детей с ДЦП дают возможность двигаться ребенку с ДЦП, а для таких особенных ребят это крайне важно. Движение повышает тонус организма, позволяет тренировать координацию и чувство баланса, позволяет тренировать мышцы рук и ног. Кроме того, стабилизирует дыхание, улучшает физическое и психоэмоциональное состояние ребенка. Кроме того, эти технические средства делают жизнь детей и их близких комфортнее и проще. Рассмотрим основные виды современных средств для повышения мобильности и реабилитации детей с ДЦП. Кресло-коляска. Используется при поражении обеих ног или всех конечностей (тетрапарез). Это оптимальный выход для пациента и его близких, способный повысить не только мобильность, но и комфорт малоподвижного ребенка. Все кресла-коляски снабжены удобными подголовниками и подлокотниками, фиксированным углом спинки, ремнем, удерживающим ребенка в положении сидя. Такие изделия делятся на два типа: комнатные и прогулочные. Также есть коляски с ручным приводом для пациентов, у которых сохранена подвижность рук; активные с ручным приводом и электрические кресла-коляски с мотором. Ходунки, роллаторы, трости с тремя или более ножками. Для детей с диагнозом ДЦП, у которых сохранена двигательная активность, могут иметься проблемы с сохранением равновесия и координацией. В помощь им существуют такие технические средства, как ходунки, трости с тремя и более ножками, роллаторы. Ходунки и роллаторы имеют опору для обеих рук. Современные модели ходунков и роллатор предусматривают повышенный уровень комфорта и поддержки – их оснащают сиденьем для отдыха, подставкой для сумки, а также корзиной, чтоб использовать в качестве тележки, что очень удобно для ребенка и его близкого. Трости с ножками имеют несколько опорных точек, благодаря чему повышают устойчивость передвигающегося ребенка, который вместе с таким устройством чувствует себя увереннее, менее подвержен риску падения и травматизации. Адаптивные трехколесные велосипеды – популярные современные мобильные устройства для детей с ДЦП. Дополнительное преимущество такого средства – езда становится еще и посильной тренировкой для ребенка, укрепляет мышцы, тренирует координацию движений, несет положительные эмоции, что повышает эффективность реабилитации. Для детей, у которых поражены обе ноги, но работают руки, существуют адаптивные велосипеды исключительно ручного управления – хэндбайки. Подъёмники. Даже в пределах своего дома дети с ДЦП испытывают трудности с перемещением и сохранением позы, равновесия тела. Особенно, если нужно пересесть с одного места на другое с изменением позы. Для решения этой проблемы разработаны специальные подъемники и системы перемещения, например, потолочные рельсовые системы. Подъемник – устройство, фиксированное на потолке и свободно висящее, позволяет переместить ребенка в кровать, в ванную из кресла-коляски и т.п. Ортопедические аппараты и туторы. Такие средства фиксируют суставы/сегменты рук или ног в определенном, нужном положении и используются в ходе ортопедической реабилитации, коррекции осложнений и их профилактики. Они призваны помочь восстановлению утраченных функций и облегчению бытовых действий. Дополнительно такие устройства способствуют правильному формированию костно-мышечной системы ребенка. Туторы и ортезы изготавливаются индивидуально под пациента. Ортопедическая обувь – это сложная конструкция с функцией поддержки, разработанная специалистами-ортопедами. Тип обуви, его конструктивные особенности определяются лечащим врачом-нейроортопедом с учетом особенностей ребенка и целей реабилитации. Адаптивная и ортопедическая одежда. Для того, чтобы повысить комфорт детей с особенностями, связанными с их диагнозом, разработана специальная адаптивная и ортопедическая одежда. Особенности ее заключаются в повышенном удобстве и учете специфики состояния больного. Сюда входят верхняя одежда, брюки, толстовки, перчатки и другое. При конструировании разработчики внедрили ряд продуманных особенностей. Например, молнии оснащены специальными кольцами для удобства пользования людям со спастичностью или контрактурами суставов рук. Молнии позволяют брюкам полностью распахиваться; их спинка может быть выполнена высотой до поясницы – чтобы не съезжать вниз при посадке в коляску и прикрывать поясницу. Устройства и технические средства для детей с ДЦП можно найти в специализированных офлайн и онлайн-магазинах, где на сегодняшний день представлен широкий ассортимент вариантов для повышения мобильности, безопасности и комфорта детей с ДЦП. Как получить необходимые средства реабилитации Чтобы получить необходимые для ребенка-инвалида средства реабилитации, необходимо обратиться в учреждение, где вы планируете ее проходить. Лечащий врач подберет средства, необходимые именно в вашем случае, и внесет их в индивидуальную программу реабилитации (ИПРА). С документами ИПРА вам нужно обратиться в медико-социальную экспертизу в медицинской организации по месту прикрепления. Экспертиза рассматривает обращение и ИПРА и определяет нуждаемость в средствах реабилитации, указанных в вашей программе. Специалисты экспертизы обязаны руководствоваться Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденным приказом Минтруда России № 106н.