Общая информация о заболевании Детский церебральный паралич или ДЦП – группа стабильных неврологических синдромов, которые проявляются в нарушениях двигательной функции, трудностях с поддержанием позы и вертикализацией, сопровождаются расстройствами речи, нарушением психических функций, зрения, слуха. Заболевание обусловлено непрогрессирующим повреждением или аномалией развития головного (реже спинного) мозга у плода во внутриутробном периоде (до 80% всех случаев) или во время родов. ДЦП может возникнуть после рождения вследствие родовых травм, инфекций, тяжелой желтухи новорожденных. ДЦП является полиэтиологическим заболеванием, то есть оно имеет не одну, а много причин. Мнение медиков сходится в том, что до 80% причин возникновения ДЦП лежит в патологиях внутриутробного периода: хронических заболеваниях матери, алкоголизме, наркомании, тяжелых инфекциях (гепатит, токсоплазмоз, краснуха, сифилис и другие), тяжелом токсикозе, гипоксии, патологиях плаценты (отслойке, неправильном прикреплении, нарушениях плацентарного кровотока). Часто к этим уже имеющимся патологиям во время родов добавляются интранатальные осложнения: преждевременные, быстрые или затяжные роды, экстремально низкий вес малыша при рождении – менее 1,5 кг, длительный безводный период, ишемия головного мозга ребенка, использование вакуум-экстракции, обвитие пуповиной и выраженная гипоксия. Какой бы ни была причина возникновения ДЦП, она вызывает поражение участков головного мозга с последующей атрофией клеток. Вся остальная картина – это последствия. Из этого материала вы узнаете, лечится ДЦП или нет, как лечить ребенка с ДЦП, методы лечения и реабилитации детей с ДЦП. Диагностика ДЦП К сожалению, ДЦП – пожизненный диагноз. Эта болезнь не прогрессирует, но в обязательном порядке требует постоянной реабилитации ребенка. И чем раньше будут начаты реабилитационные мероприятия, тем более яркими будут результаты. В некоторых случаях возможно практически полное купирование симптомов и возможность жить полноценной жизнью, ничем не отличающейся от жизни здоровых сверстников. Поэтому крайне важно диагностировать ДЦП как можно раньше. Однако на первом году жизни ребенка это бывает затруднительно, и чаще неврологическую патологию обнаруживают на втором году, когда отставание в двигательном, речевом и психическом развитии становятся явным. Родителей малыша должны насторожить следующие симптомы и проявления:
судороги/тремор/дрожание у ребенка.
Трудности с глотанием, поперхивание, плохой аппетит у малыша.
Повышенная нервозность, плаксивость у малыша или, напротив, ребенок тихий, вялый и молчаливый, не стремится поддержать эмоциональный контакт, не улыбается знакомым людям (особенно маме) после 1 месяца жизни.
Ребенок не ищет глазами источник звука, не следит за движением предмета, не концентрируется на нем.
Наблюдаются спонтанные хаотичные движения ручками и ножками.
У малыша странная поза: полностью выпрямлены ручки и ножки, или, напротив, сильно согнуты в суставах и плотно прижаты к туловищу.
Отставание по двигательным, речевым и психическим нормам развития: удержание головки, переворачивание, сидение, вставание на ножки, гуление, лепет и т.д.
Ребенку старше 1 года сложно поддерживать вертикальную позу, сидеть, ходить.
У ребенка врожденный гипертонус или врачи после родов предупреждали о риске развития ДЦП (ребенок родился до 28 акушерских недель включительно, с экстремально низким, менее 1,5 кг, весом; была родовая травма, инфекция, тяжелая желтуха, гипоксия, ребенка подключали к аппарату ИВЛ и т.д.).
Ребенок в возрасте до 1 года тяжело переболел инфекционным заболеванием, которое дало осложнение на мозг, был поставлен диагноз гидроцефалия/энцефалопатия/менингит/энцефалит и другие.
В возрасте от 1 года не может держать в ручке легкий предмет типа ложки, не может донести ложку до рта и т.п.
Если вы заметили странные, тревожащие вас симптомы, необходимо показать ребенка педиатру. Он при необходимости направит к детскому неврологу. Именно этот специалист занимается диагностикой неврологических патологий и назначает нужные обследования. На приеме детский невролог опрашивает маму, интересуется историей родов, изучает карту ребенка. При опросе и осмотре врач учитывает следующие параметры:
баллы по шкале Апгар после рождения – указывается в медицинской карте ребенка;
нарушения тонуса и рефлексов;
психофизическое развитие соответственно возрастным нормам;
аномальная двигательная активность (повышенная или пониженная, хаотичная).
Для диагностики ДЦП или выявления других возможных патологий, симптоматика которых схожа с церебральным параличом (например, миотонии, опухоли головного мозга или аномалии его развития) невролог назначает:
МРТ или КТ мозга. Во время МРТ нельзя двигаться, а ребенок этого не сможет. Поэтому МРТ у маленьких детей (а оно необходимо для дифференциальной диагностики) проводится под наркозом. МРТ считается более информативным методом, чем КТ, поскольку дает послойную картину строения головного мозга (и строит его индивидуальную компьютерную модель – полный аналог реального органа) с указанием локализации и степени патологий.
Электроэнцефалография мозга (ЭЭГ) – оценка функциональной активности головного мозга. Метод основан на фиксации электрических импульсов, которые исходят из разных областей головного мозга.
Электронейромиография – оценка нарушений нервно-мышечной системы. Метод основан на оценке обратной реакции мышц на воздействие слабых импульсов электрического тока.
Нейросонография – используется у детей первых месяцев жизни. Это УЗИ головного мозга. Метод позволяет визуализировать: размеры и симметричность мозга и мозжечка, локализацию, строение извилин и бороздок, выявить наличие патологических очагов и другие особенности и аномалии строения.
Эти методы диагностики помогают отличить (дифференцировать) ДЦП от врожденных неврологических заболеваний: миопатий, синдрома Луи-Бар, атаксии Фридрейха и других. Вполне возможно, что невролог направит маму и ребенка на консультацию к другим узким специалистам: эпилептологу, офтальмологу, логопеду, ЛОРу, психиатру. Для дифференциальной диагностики назначаются генетические анализы, чтобы исключить наследственный фактор. Только отталкиваясь от клинической картины и результатов исследований и заключений после консультаций коллег, детский невролог может поставить диагноз. Методы лечения Метод лечения ДЦП, а точнее, методы – ведь это комплексная терапия мультисимптомного заболевания – представляют собой целую программу, которая разрабатывается командой специалистов: врачей и педагогов. В лечении ДЦП нет и не может быть одной-единственной работающей схемы. Каждый ребенок уникален, как и его случай. Еще поэтому за годы официальной медицинской практики в арсенале врачей накопилось столько методов и авторских разработок для реабилитации ребенка и повышения качества его жизни. Рассмотрим основные направления лечения и терапии ДЦП.
Лекарственная терапия ДЦП, которая подразумевает прием медикаментозных препаратов. Цель: улучшить общее состояние больного, снять боль и спазм мышц (при спастических формах), улучшить питание мозга, купировать и профилактировать вторичные соматические осложнения: проблемы с ЖКТ, мочевыделительной системой и другие.
Консервативная нейроортопедическая терапия подразумевает коррекцию и профилактику ортопедических осложнений ДЦП: контрактур, вывихов, деформаций, сколиоза и т.д. Выполняется она с помощью специальных аксессуаров и средств: обуви, ортезов, туторов, аппаратов, этапного гипсования и т.д.
Лечебный массаж. Для пациентов с ДЦП лечебный массаж – одна из мер для нормализации тонуса, улучшения трофики мышц и тканей, профилактики осложнений.
ЛФК – группа методов, основой которых служат специально разработанная гимнастика. Целями ЛФК при ДЦП являются: развитие выносливости и навыка управления телом, движениями и координацией, нормализация тонуса, восстановление утраченных движений и освоение навыков самообслуживания. В ЛФК входят специализированные упражнения «под поставленные задачи».
Коррекция неправильных поз с помощью специальных медицинских аксессуаров: вертикализаторы, ходунки-опоры, фиксирующие туторы, опоры для положения лежа и другие. Цель вспомогательных инструментов: корректировка поз и профилактика неправильных поз и движений, помощь при поддержании позы и движениях.
Хирургическое вмешательство – нечасто используемый метод, однако иногда необходимый. Пример нейрохирургической операции – СДР, или селективная (избирательная) дорсальная ризотомия.
Физиотерапия. Распространенный метод реабилитации больных с ДЦП. Примером может служить метод гальванизации, электросонтерапии, импульсных микротоков, озокерито-парафинолечение и другие.
Логопедическая работа с детьми с ДЦП – необходимая часть реабилитации, так как в подавляющем большинстве случаев у таких пациентов есть проблемы с речью: нарушения речи или ее отсутствие, проблемы с пониманием речи даже при сохранном слухе. С особенными детьми работают логопеды-дефектологи.
Кинезиотерапия – лечение движением, а точнее, закрепление правильных двигательных паттернов и активизация потенциала тела и психики. Заслуженно считается эффективным инструментом реабилитации детей с ДЦП. Бобат- и Войта-терапия – примеры кинезиологических методик. Методики психогимнастика и коррекционная ритмика наглядно демонстрируют, как с помощью коррекции двигательных расстройств можно корректировать психическое состояние, когнитивные функции, стимулировать познавательную, игровую и творческую деятельность особых детей.
Функциональная нейрохирургия подразумевает специальные методы лечения, активно развивающиеся последнее время. Примером может служить интратекальная инфузия спазмолитика системного действия Баклофен через помпу.
Ботулинотерапия – метод, в основе которого лежит действие препаратов ботулотоксина типа А (БТА), например, Диспорта. Препараты БТА способны блокировать нервно-мышечную передачу импульса и расслаблять мышцу, в которую вещество попадает через инъекцию. Цель такой терапии – расслабление групп мышц для снятия спастики, нормализация тонуса, устранение болевого синдрома и, как следствие, улучшение состояния больного. В результате применения ботулинотерапии у пациента есть возможность совершать те движения, которые были заблокированы из-за спастики мышц. Терапия имеет пролонгированное (в среднем около 2-3х месяцев) действие, после чего ее можно повторить, если нет противопоказаний.
Санаторно-курортное лечение также может подразумевать целый комплекс методов и процедур. Обычно в санаториях и центрах для детей с ДЦП проводится ЛФК, бальнеологическое и грязелечение, физиопроцедуры, массаж, морские ванны и купания, сенсорная, иппо- и дельфинотерапия и т.п.
Эрготерапия/трудотерапия/оккупационная терапия – развитие навыков самообслуживания и самостоятельности через приобщение к труду и простым бытовым задачам. Повышает чувство уверенности в себе у ребенка, развивает познавательный интерес и мелкую моторику, навыки самообслуживания.
Психологическая коррекция и занятия с психологом. У детей с ДЦП независимо от степени сохранности высших психических функций могут наблюдаться психоэмоциональная лабильность, неврозы, неуверенность в себе, трудности с коммуникацией, депрессивное состояние, агрессия и аутоагрессия. Все эти состояния требуют помощи и участия клинического психолога. Тем более это требуется детям с нарушениями процессов мышления, интеллекта, памяти, внимания, эмоциональной сферы.
Результаты реабилитационных мероприятий для детей с ДЦП Реабилитационная программа при ДЦП строится индивидуально, отталкиваясь от формы ДЦП, медицинских аспектов, потребностей пациента, результатов предыдущей реабилитации. Результаты, как и каждый случай, предсказать возможно не всегда и не с высокой точностью. Это зависит от множества факторов: тяжести и характера ДЦП, возраста ребенка и времени начала терапии, наличия осложнений и сопутствующих состояний (умственной отсталости, нарушения слуха или зрения и т.д.). К тому же необходимо учитывать, что мозг и тело ребенка постоянно развиваются и очень пластичны. А многие изменения имеют накопительный и скачкообразный характер. Но могут иметь место и «откаты», это тоже может быть нормой – все зависит от особенностей вашего случая. Поэтому для закрепления результатов реабилитации просто необходимо выполнять рекомендованные врачами занятия дома. Для этого родителям и близким ребенка нужно обучиться некоторым приемам у специалистов ЛФК, реабилитологов, других помогающих специалистов, участвующих в реабилитации. И именно поэтому реабилитация малыша с церебральным параличом должна быть практически беспрерывной.