Запишитесь на консультацию
Оставьте ваши данные, мы перезвоним и подберём удобное для вас время записи
Закажите изделие по телефону!
Оплатите картой или электронным сертификатом!
Возможна ли адаптация?
Церебральный паралич пока относится к неизлечимым заболеваниям. Поэтому задача медицинской реабилитации, куда входит и коррекционная работа, компенсировать дефициты такого особенного пациента и развить те навыки и качества, которые возможно в каждом конкретном случае ДЦП. И одной из задач этой работы является адаптация ребенка к социуму и интеграция в него, чтобы, став взрослым, он смог жить максимально полной и самостоятельной жизнью.
Адаптация ребенка с ДЦП вполне возможна, за исключением некурабельных тяжелых форм с отсутствием обучаемости. Дети с ДЦП, успешно пройдя курсы реабилитации, учатся в обычных школах, поступают в учебные заведения общего профиля (в том числе, в ВУЗы), выбирают любимую деятельность и создают семьи. ДЦП не передается по наследству, риск рождения ребенка с ДЦП в таком брачном союзе не выше, чем в любом другом.
В ходе многолетней работы с особенными детьми педагогами и другими специалистами были выявлены негативные факторы влияния на уровень адаптации ребенка с ДЦП к социуму и саму ее возможность:
  • ограниченная социальная среда и бедный опыт общения ребенка, попытки родителей спрятать его от общества;
  • недостаточная вовлеченность в быт и дела семьи;
  • отсутствие достаточного опыта игровой, творческой, интеллектуальной и трудовой деятельности;
  • излишнее сочувствие и жалость к ребенку, что подчеркивает то, что «он не такой, как все», негативный настрой родителей, уныние, стыдливость за своего ребенка.
То есть, сам диагноз и его особенности имеют тесную взаимно-обратную связь с ограничивающими факторами: чем меньше ребенка адаптируют к жизни в социуме и занимаются с ним, тем ниже степень адаптации и возможности ребенка. Низкая степень адаптации провоцирует сложности с коррекционной работой и обучаемостью, снижает потенциальные возможности ребенка и степень развития его умственных, бытовых навыков, психологическую устойчивость, уверенность в себе, личностные особенности.
Настрой родителей крайне важен, он имеет чуть ли не решающее значение для психологического состояния самого ребенка и всегда влияет на него. Чем более позитивно и спокойно настроен родитель в сочетании с целеустремленными ежедневными усилиями, тем больше шансов на прогресс у ребенка. Только при правильном психологическом состоянии родителя и ребенка активизируются все возможные ресурсы психики, и результаты лечения могут значительно превзойти начальные ожидания.
В этом материале: на чем строится коррекционная работа с детьми с ДЦП; основные методы работы с детьми с ДЦП, какие специалисты этим занимаются и что они делают; как организовать жизнь ребенка с ДЦП и как приучать его к самостоятельности; важность коммуникации и организация круга общения для детей с ограниченными возможностями; как готовить ребенка с ДЦП к школе и какие навыки нужно для этого иметь.
Как строится коррекционная работа при ДЦП?
Принципы и условия коррекционной работы с детьми при ДЦП:
  • программа строится, отталкиваясь не от возраста, а от индивидуального психофизического уровня развития ребенка и его особенностей;
  • обязателен учет эмоционального и физического состояния ребенка в данный момент;
  • проведение занятий обязательно проходит в спокойной доброжелательной атмосфере, исключающей резкие звуки и другие факторы, способные отвлечь или напугать ребенка;
  • важно обеспечить ортопедический режим особенного ребенка – создать для него правильную и комфортную позы с использованием специальной парты и других устройств;
  • педагог должен хвалить такого ребенка даже за незначительный успех и с пониманием относиться к промахам, что позволит ребенку чувствовать себя комфортно и не бояться ошибок;
  • в занятиях педагог активизирует работу всех анализаторов – это важно для их развития и развития ребенка;
  • необходимо учитывать, что дети с ДЦП легко отвлекаются и быстро устают по сравнению с детьми без неврологических особенностей. Эти показатели индивидуальны, и педагог сам рассчитывает необходимое количество времени, чтобы не вызвать в ребенке негативную реакцию на обучение и не переутомить его;
  • психолого-педагогическая работа должна проходить в комплексе с медикаментозной и физической терапией;
  • логопедическая работа также проходит в единстве с реабилитационными мероприятиями, направленными на восстановление и поддержание двигательных функций и в соответствии с уровнем речевого развития.
Таким образом практикуется комплексный подход, который является более эффективным, чем дискретные, не связанные между собой методики. Также коррекционная работа подразумевает: взаимодействие с семьей ребенка и учет особенностей социально-культурной среды, наблюдение за динамикой индивидуального психофизического и речевого развития, коррекция ранее созданной программы под выявленные особенности ребенка, связанные с его ростом и развитием.


Специалисты по коррекционной работе
Ошибочно думать, что коррекционная работа для ребенка с ДЦП должна начинаться с какого-то определенного возраста. Всестороннее обоснованный подход к медицинской реабилитации детей с ДЦП заключается в том, что начинать ее нужно сразу же после постановки диагноза и вести непрерывно. А коррекционная работа – часть реабилитации и абилитации ребенка. Непрерывность, систематичность и преемственность между специалистами, методами и дисциплинами – три краеугольных камня реабилитации ДЦП. И педагогам точно «есть, чем заняться» даже с самыми маленькими пациентами, у которых еще нет задержки определенных функций (например, речевой, определенных психических) в силу раннего возраста. В таких случаях дефектологи, нейропсихологи и логопеды занимаются тем, что обеспечивают «почву» для своевременного развития этих функций в будущем.
Чем занимаются специалисты по коррекционной работе на занятиях с детьми? Рассмотрим основные направления в зависимости от специалиста:
  • Логопед: развитие и коррекция доречевого и речевого развития, слухового и зрительного восприятия, речеслухового и речедвигательного анализаторов, коррекция работы речевого аппарата ребенка и нормализация его тонуса с помощью массажа, постановка звуков.
  • Психолог: работа по снятию нервно-психического напряжения, страха, развитие психических функций и личности, жизненной позиции, коррекция самооценки, неврозов, неврозоподобных и депрессивных состояний, агрессии, аутоагрессии.
  • Нейропсихолог: проводит занятия, которые стимулируют работу, правильное функционирование центральной и периферической нервной системы. Это помогает развить двигательную функцию, координацию, пластику движений. Также нейропсихолог занимается коррекций когнитивной и эмоциональной сферы ребенка.
  • Дефектолог: развивает и тренирует эмоционально-волевую сферу, сенсорное восприятие, логическое мышление, осознанные действия, речевое и моторное развитие (координацию движений). Этот специалист работает с детьми, у которых нарушены зрение, слух, интеллект.
  • Психиатр: оценивает и наблюдает возможные признаки психических расстройств. У детей с ДЦП в зависимости от формы и тяжести поражения мозга есть риск развития психопатологий.
  • Эрготерапевт: помогает развить любовь к труду, освоить навыки бытового самообслуживания. Это обучение не профессиональным навыкам, а обычной бытовой деятельности, которая наполняет каждый день.


Организация жизни ребёнка с ограниченными возможностями
Адаптация ребенка к жизни определяется его самостоятельностью, а это качество можно и нужно развивать. Чтобы обеспечить ребенку возможность самостоятельных безопасных действий, необходимо правильно организовать пространство, быт, ритм жизни. Для этого существуют различные бытовые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка, облегчающие ежедневные задачи и позволяющие тренировать самостоятельность:
  • адаптированные бытовые предметы: столовые приборы, письменные принадлежности;
  • адаптация пространства: пандусы, поручни;
  • технические средства: подъемники, коляски, вертикализаторы и т.д.
Адаптировать среду под особенного ребенка можно и самостоятельно: сделать более удобными стол, принадлежности для рисования, приема пищи, купания, прогулки. Удалить порожки в комнатах, создающие сложности при перемещении, приспособить вертикальные поверхности для творчества.
Приучение к самостоятельности начинается с маленьких бытовых действий. Стимулировать самостоятельно вставать, ходить (если позволяет физическое состояние), поднимать упавший предмет, держать игрушку, ложку, другую легкую вещь (например, предмет одежды). И обязательно поощрять, хвалить за успех, мотивировать чем-то, что ребенок любит (лакомство, игрушка, прогулка). На этом этапе родителю очень важно быть включенным и заинтересованным в развитии малыша. Дети очень тонко чувствуют состояние взрослого, считывают как позитив, искренний интерес, так и негатив.
Приучение к самостоятельности обязательно должно быть постепенным – это действительно «искусство маленьких шагов». После того, как ребенок освоил простые навыки, можно обучать его элементам самостоятельного одевания, приема пищи, гигиеническим навыкам. Родителям в этой деятельности, так же, как и педагогам, рекомендуется обязательно учитывать текущий эмоциональный фон ребенка, его физическое самочувствие и возможности на данный момент. Ребенку будет легче ориентироваться в быту (в последствии – в социуме), если родители наладят и вместе с ребенком будут соблюдать четкий распорядок дня. У многих малышей на фоне неврологических особенностей нарушен сон, присутствует повышенная тревожность и страхи. Режим дня также поможет справиться с этими сложностями.
Социальная адаптация и создание круга общения
Формирование круга общения любого ребенка начинается с семьи, и наличие какого-либо диагноза не должно приводить к тому, что ребенка из этого круга исключают. Именно в семье малыш учится основным коммуникативным паттернам, чтобы потом применять их в более широком кругу сверстников. Родители включают ребенка во всевозможные домашние дела и заботы: поход в магазин, принятие пищи, забота о других членах семьи и домашних питомцах, организация праздников, поездок и отпуска.
Вашему малышу, как и любому другому, важно сделать доступными простые радости детства и общение со сверстниками, показать возможность доступных для него игр и занятий. И ни в коем случае не подчеркивать, что он – не такой, как все. На детской площадке такому малышу может быть не просто найти товарищей, соответствующих ему по уровню активности и развития. А вот в реабилитационных центрах, которые вы с ребенком будете посещать, найти и организовать круг общения будет легче. Родителям рекомендуется стимулировать общение детей между собой, помогать создавать комфортные условия для совместного времяпрепровождения и игр. Это будет легче сделать, если сами родители будут открыты к социальным контактам, наладят приятельское или даже дружеское общение с другими родителями.
Подготовка ребёнка с ДЦП к школе
Прежде, чем учить ребенка с ДЦП писать, читать и считать, необходимо освоить двигательные навыки: речь и ее понимание, правильные позы, правильное положение письменных принадлежностей. Двигательная активность влечет за собой физиологическое развитие головного мозга. Освоить подготовку к школе будет легче, если с ребенком в достаточной степени проводятся занятия по физической реабилитации.
При условии определенных форм и степеней ДЦП, начатой своевременно реабилитации, которая проходит регулярно и беспрерывно, в дошкольном возрасте формируется устойчивый прогресс. И тогда ребенок может поступить в обычную среднюю школу. Он должен обладать следующими навыками:
  • нормальный интеллект;
  • достаточно разборчивая речь;
  • навыки самообслуживания, развитые в определенной, достаточной по возрасту степени;
  • владение хотя бы одной рукой – она должна быть способна к манипуляциям;
  • отсутствие выраженных сенсорных нарушения (нарушений зрения, слуха).
Реабилитация и абилитация – многоступенчатый, сложный, многолетний процесс, на котором будут «взлеты и падения», но ради ребенка нельзя опускать руки и предаваться унынию. Детская психика невероятно пластична и обладает достаточным ресурсом, чтобы запустить компенсаторные механизмы и справиться с последствиями поражения мозга. Нужно только ей помочь.
Коррекционная работа с детьми с ДЦП