Запишитесь на консультацию
Оставьте ваши данные, мы перезвоним и подберём удобное для вас время записи
Закажите изделие по телефону!
Оплатите картой или электронным сертификатом!
Детский церебральный паралич: общие сведения
Аббревиатуру ДЦП, наверное, знают все. Это неврологическое заболевание встречается в человеческой популяции примерно в 6 из 1000 случаев, то есть, не так уж редко. Детский церебральный паралич – не одно заболевание, а группа неврологических синдромов, причина которых кроется в повреждении или аномалии развития головного, реже спинного, мозга. Эти синдромы объединяет общий симптомокомплекс: нарушения и задержка развития двигательной функции, нарушение мышечного тонуса (он чаще повышен, но бывает ДЦП со сниженным тонусом), трудности с постуральным контролем (поддержанием позы). Сопутствующие состояния примерно в половине всех случаев – умственная отсталость разной степени, истинная эпилепсия или эпилептоподобные состояния, судороги, снижение остроты зрения или слуха, косоглазие, нарушения психоэмоциональной сферы, ортопедические осложнения.
У церебрального паралича есть несколько форм и степеней тяжести, а также их отличают по степени спастичности и выраженности симптомов каждой формы ДЦП. В этой статье расскажем, какая форма ДЦП считается наиболее легкой, симптомы легкой степени ДЦП, ее особенности, лечение и реабилитация.
Виды и формы детского церебрального паралича
Степени ДЦП по международной классификации GMFCS в зависимости от повреждения больших моторных функций:
  • Степень I – ходьба без ограничений.
  • Степень II – ходьба с ограничениями, ребенок может испытывать сложности, например, на неровной местности.
  • Степень III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения.
  • Степень IV – самостоятельное передвижение ограничено вследствие ограниченных возможностей движения рук. В таком случае могут быть применены моторизированные средства передвижения: кресло-коляска, специальный велосипед.
  • Степень V – полная зависимость ребенка от окружающих – он находится в коляске или инвалидном кресле.
Классификация, которой пользуются российские медики, основана на исследованиях советских врачей К. А. Семеновой и Л.О. Бадаляна с соавторами. На сегодняшний день она дополнена международной, приведенной выше.
  • Спастическая диплегия или болезнь Литтла. Самая часто встречающаяся форма ДЦП из всех спастических форм. Движения пациента скованные, судорожные, мышцы обычно слабо развиты и жесткие на ощупь. Эта форма часто сопровождается задержкой психического и речевого развития, ранним формированием контрактур и деформаций, нарушениями зрения и слуха.
  • Дистонический церебральный паралич. Общий тонус мышц снижен, но часто происходят спазмы – так называемые дистонические атаки. Характерны спастические гримасы, расстройство произвольного контроля мышц тела, трудности с поддержанием поз. Примерно в половине случаев сохранен интеллект.
  • Дискинетический/гиперкинетический церебральный паралич/ гиперкинез. Для него характерны неконтролируемые однотипные движения пациента - гиперкинезы. Спазм мышц чередуется с понижением тонуса. Сопровождается гримасами, эмоциональной лабильностью, логопедическими проблемами. Интеллект чаще всего сохранен.
  • Атаксический церебральный паралич. При этой форме болезни есть проблемы с контролем движений, удержанием равновесия и координацией, слабостью мышц. Часто сопровождается нарушениями интеллекта и речи.
  • Атонически-астатический церебральный паралич – тонус мышц понижен, движения сохранены, но координация и вертикализация тела нарушена. Такие дети очень поздно начинают стоять и ходить по сравнению со сверстниками. У них преобладают нарушения психоэмоциональной сферы (агрессивность), примерно в 50% случаев есть нарушения интеллекта.
  • Смешанные формы и неуточненные, когда сочетается 2 и более типов нарушений.
Если говорить о степенях тяжести, то самая легкая степень ДЦП у детей по международной классификации – это 1 и 2, когда ребенок имеет возможность передвигаться сам и не нуждается в помощи взрослых. Внешне такие дети могут практически не отличаться от детей без такого диагноза, кроме незначительных особенностей, таких, как неправильная постановка ног, походка и т.д.
На вопрос, какая форма ДЦП считается наиболее легкой, можно с некоторыми оговорками ответить, что самая легкая форма ДЦП – дискинетическая. При своевременном, до 2-3хлетнего возраста, и сразу же принятых мерах, возможно значительно уменьшить симптомы и адаптировать ребенка к нормальной жизни в социуме. Интеллект при дискинетической форме страдает реже всего, поэтому такие дети могут посещать обычную школу, жить практически полноценной жизнью (при регулярной реабилитации с раннего возраста).
Однако, чтобы оценить степень тяжести ДЦП, важна даже не форма, а сохранность моторной и других функций. Существуют критерии, которые также ассоциируются с легкой степенью ДЦП:
  • сохранность функций одной или нескольких конечностей;
  • возможность самостоятельно ходить без помощи других людей;
  • задержка психического развития и речи, поддающаяся коррекции (и на сколько);
  • низкий риск возникновения контрактур и деформаций – при условии должной регулярной реабилитации;
  • низкая степень спастичности мышц;
  • потенциально возможная способность к самообслуживанию;
  • средняя или высокая способность к адаптации в новых условиях, возможность ее развить;
  • минимальные нарушения слуха и зрения, возможность их корректировки с помощью медицинских аксессуаров и устройств;
  • способность хорошо развить мелкую моторику.
Диагностика
Диагностика легкой формы детского церебрального паралича может быть затруднена в первый год жизни ребенка, так как выраженность поражений не такая значительная. Когда же моторная и речевая функции начинают более явно отставать в развитии от возрастных норм (к 1-му году жизни или после 12 месяцев), необходимость в дифференциальной диагностике отклонений и выявлении патологии становится очевидной.
Дифференциальная диагностика легкой формы ДЦП происходит по тому же принципу, что и любой другой. Важно дифференцировать ДЦП от других заболеваний и патологий ЦНС, которые имеют схожую клиническую картину, в том числе, наследственных. Для этого детский невролог назначает исследования.
Для постановки дифференциального диагноза ДЦП необходимо провести:
  • биохимический анализ крови – для оценки работы жизненно важных органов ребенка.
  • Генетический скрининг на наследственные болезни, симптоматика которых схожа с ДЦП (фенилкетонурия, муковисцидоз, атаксии, миопатии, миодистрофии, синдром Кабуки, Луи-Бар и другие).
  • МРТ/КТ головного мозга – самый информативный способ изучить особенности головного мозга, наличие поврежденных областей, степень патологий и другие особенности.
  • Нейросонография – УЗИ головного мозга, делается детям первых месяцев жизни. Позволяет визуализировать мозг, его отделы, извилины, бороздки, возможные аномалии строения и патологии, мозговую жидкость;
  • Электроэнцефалография (ЭЭГ) – оценивает электрическую активность мозга.
  • Транскраниальная магнитная стимуляция – еще один метод, который позволяет оценить возбудимость коры головного мозга и помочь в диагностике ДЦП.
  • Электронейромиография (ЭНМГ) – позволяет оценить состояние нервно-мышечной системы, ее особенностей.
Когда результаты исследований и заключения осмотров других специалистов готовы, невролог оценивает ситуацию и может поставить диагноз.
Лечение
Лечение легкой формы ДЦП – это консервативное медикаментозное, которое направлено на устранение симптомов (например, болевого синдрома, спастичности, судорог). Также это курсы фармацевтических препаратов для улучшения метаболизма мозговых тканей и их кровоснабжения. И, конечно, лечение других возможных осложнений.
Также при легкой форме ДЦП применяется консервативное ортопедическое лечение, направленное, главным образом, на предотвращение образования контрактур, деформаций и вывихов. Это ношение специальных аксессуаров: туторов, аппаратов, ортезов, ортопедической обуви.
Медицинская реабилитация
Важная часть лечения легкой формы (и всех других) ДЦП – регулярная реабилитация, включающая и занятия дома для закрепления результатов. Цель реабилитации – максимально адаптировать ребенка, улучшить его состояние и качество жизни.
Самые востребованные методики реабилитации на сегодняшний день:
  • Физиотерапия. Распространенный метод реабилитации детей с ДЦП. Это: гальванизация, электросонтерапия, метод импульсных микротоков, озокерито-парафинолечение (теплолечение) и другие. Физиопроцедуры применяют для нормализации тонуса, снятия болевого синдрома, улучшения трофики мышц, улучшения психического состояния.
  • Лечебный массаж. Для пациентов с ДЦП лечебный массаж – одна из мер для нормализации тонуса, улучшения трофики мышц и тканей, профилактики осложнений, улучшения состояния и работы мозга в том числе.
  • ЛФК, лечебная физическая культура – целая группа методик, основанная на специальной гимнастике. Целями ЛФК при ДЦП являются: развитие выносливости и навыка управления телом, движениями и координацией, нормализация тонуса, восстановление утраченных движений и освоение навыков самообслуживания. В ЛФК входят: пальчиковая гимнастика, гимнастика на тренажерах и другие виды специализированных упражнений.
  • Кинезиотерапия – «лечение движением», а точнее, закрепление правильных двигательных паттернов и активизация потенциала тела и психики. Заслуженно считается эффективным инструментом реабилитации деток с ДЦП. Такие методики, как психогимнастика и коррекционная ритмика, наглядно демонстрируют, как с помощью коррекции двигательных расстройств можно корректировать психическое состояние, когнитивные функции, стимулировать познавательную, игровую и творческую деятельность особых детей.
  • Санаторно-курортное лечение также может подразумевать целый комплекс методов и процедур. В санаториях и центрах для детей с ДЦП проводится ЛФК, бальнеологическое и грязелечение, электросон, массаж, морские ванны и купания, сенсорная, иппо- и дельфинотерапия и т.п.
  • Плавание и подводное вытяжение – методы развивают правильные паттерны движения (так как в водной среде их сделать порой легче), снимают боль и спастичность, развивают мышцы, делают их сильнее и одновременно эластичнее.
  • Эрготерапия/трудотерапия/оккупационная терапия – развитие навыков самообслуживания и самостоятельности через приобщение к труду и простым бытовым задачам. Повышает чувство уверенности в себе у ребенка, развивает познавательный интерес и мелкую моторику, навыки самообслуживания.
  • Анималотерапия – лечение с помощью животных (плавание с дельфинами, катание на лошадях и взаимодействие с ними). Дает богатую сенсорную нагрузку, развивающую органы чувств, гармонизирует психологическое состояние, развивает координацию.
  • Психологическая коррекция и занятия с психологом. У детей с ДЦП могут наблюдаться психоэмоциональная лабильность, неврозы, неуверенность в себе, трудности с коммуникацией, депрессивное состояние. Дети с сохранным интеллектом, понимая свое положение, зачастую испытывают массу негативных чувств, с которыми им поможет справиться профессионал.
  • Логопедические занятия – необходимая часть реабилитации, так как в подавляющем большинстве случаев у таких пациентов есть проблемы с речью. При легком ДЦП и регулярных занятиях с логопедом проблемы с речью успешно корректируются.
Прогноз
Прогноз легкой формы ДЦП более благоприятный, но все зависит от конкретного случая, и прогнозировать успешность лечения может только врач или команда специалистов реабилитационного центра. Необходимо понимать, что наиболее раннее начало реабилитационных мероприятий позволят избежать осложнений и восстановить утраченные функции, а также закрепить имеющиеся правильные паттерны, не дав развиться патологическим. Работа с психологом и логопедом повышает социальную адаптацию ребенка (в зависимости от его обучаемости), а регулярные занятия ЛФК и другими видами специальных физических упражнений разовьют мышцы и поддержат моторную функцию. В некоторых, не таких уж редких, случаях, возможно полное купирование симптомов, нормальная жизнь маленького пациента и его близких.
Легкая форма ДЦП