Развитие детского церебрального паралича Детский церебральный паралич или ДЦП – группа неврологических патологий, обусловленных повреждениями головного, реже спинного, мозга. Выражается в параличах, парезах, нарушении мышечного тонуса и постурального контроля (способности поддерживать позу), отклонениях и задержке развития двигательной функции. В 30-50% случаев ДЦП сопровождается нарушениями психического развития: мышления, интеллекта, речи, эмоциональной сферы. И практически всегда – ортопедическими вторичными осложнениями: деформациями, контрактурами, вывихами и так далее. Сам ДЦП не прогрессирует со временем. Однако существуют несколько стадий развития заболевания. Ранняя стадия (причины возникновения лежат во внутриутробном или интранатальном периоде), симптомокомплекс:
повышенное внутричерепное давление;
нарушение рефлексов (например, глотательного, хватательного);
к 1-му году жизни могут сформироваться торсионные спазмы, функциональный кифоз.
Вторая стадия ДЦП, симптомокомплекс:
отсутствие установочных рефлексов или их задержка;
отрицательный симптом Ландау: при поддержке на весу ребенок с ДЦП не держит голову, не выгибается туловищем, а просто висит на руках;
сокращается подвижность суставов.
Третья стадия развития ДЦП: становится заметным психофизическое и психоэмоциональное отставание от сверстников, задержка двигательной функции. Образуются контрактуры и деформации. К сожалению, осложнения ДЦП – это то, с чем придется столкнуться, если не корректировать состояние ребенка и не предпринимать меры. Этим занимается медицинская реабилитация и абилитация детей. Для каждого ребенка и каждого случая заболевания команда специалистов разрабатывает свою индивидуальную программу реабилитации – ИПР. Реабилитация малыша с ДЦП должна начаться как можно раньше и быть непрерывной, особенно в годы активного развития ребенка.
Осложнения детского церебрального паралича К осложнениям ДЦП относятся:
ортопедические патологии: постуральные деформации, деформации таза, стоп, суставов; контрактуры (ограничения движения в суставах), вывихи и подвывихи, искривление позвоночника;
запоры – это связано с отсутствием контроля мозга над мышцами и малой подвижностью;
инфекции мочевого пузыря и мочевыводящих путей, возможны восходящие инфекции выделительной системы. Это связано с задержкой мочи в мочевом пузыре;
пролежни – в связи с ограниченной подвижностью возникает некроз мягких тканей в местах наибольшего давления (из-за нарушения кровообращения в них);
аспирационная пневмония – из-за нарушения глотания кусочки пищи могут попадать в легкие и вызывать воспалительный процесс;
снижение остроты зрения или слуха, косоглазие. Это происходит в результате атрофии нервов;
болевой синдром;
эпилепсия;
эндокринные патологии и ожирение;
логопедические проблемы;
психические отклонения, умственная отсталость, психологические проблемы. Если первые два состояния – прямой результат поражения участков мозга, то психологические проблемы встречаются как раз у детей с сохранным интеллектом, которые понимают тяжесть своего положения. Этим обусловлена сниженная самооценка, депрессивные состояния, неврозы и неврозоподобные расстройства.
Инвалидизация.
К какому врачу обращаться при детском церебральном параличе Прежде всего – к педиатру. Он осмотрит ребенка и направит к неврологу. Диагностирует ДЦП детский невролог. Церебральный паралич важно дифференцировать от других возможных патологий: наследственных, опухолей головного мозга и других. Детям до 1 года жизни чаще ставят диагноз «энцефалопатия». Мозг малыша развивается очень быстро, имеет большой потенциал и компенсаторные механизмы, которые могут преодолеть нарушения. Однако все равно важно тщательно диагностировать состояние и принять своевременные меры реабилитации в зависимости от выявленных патологий. Ниже рассмотрим диагностический комплекс при подозрении на детский церебральный паралич. Лабораторная диагностика детского церебрального паралича Установить диагноз путем лабораторных исследований не представляется возможным – таких специфических исследований просто не существует. Однако врач назначит ребенку биохимический анализ крови для оценки работы жизненно важных органов и систем, генетический анализ на мутации для исключения наследственных заболеваний, которые по клинической картине бывают схожи с ДЦП. Инструментальная диагностика детского церебрального паралича Детям первых месяцев жизни для диагностики ДЦП и других патологий головного мозга назначают нейросонографию – ультразвуковое исследование головного мозга, которое показывает форму, симметрию, размер, локализацию и особенности извилин и бороздок, наличие жидкости, образований в органе и так далее. Другой вид исследования – магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга. МРТ делает послойные снимки с минимальным шагом 1мм и затем формирует из них компьютерную модель реального органа с его особенностями. На МРТ хорошо видно атрофированные области мозга, их размер и локализацию; кисты и другие возможные новообразования, участки разреженной ткани. Именно это исследование способно дать наиболее полную картину для диагностики патологии. Также детям проводят электроэнцефалографию – исследование электрической активности мозга (ЭЭГ) и электронейромиографию (ЭНМГ) – оценку периферической нервной системы и мышц. На основе всех исследований, результатов осмотра узких специалистов, клинической картины детский невролог (или коллектив врачей) ставит диагноз. Лечение детского церебрального паралича Так как патология имеет множественные проявления, лечение ДЦП – комплексная слаженная работа не одного специалиста, а междисциплинарной команды врачей, педагогов и психологов. Врачи, лечащие ДЦП и его последствия: невролог, эпилептолог, травматолог-нейроортопед, нейрохирург, офтальмолог, ЛОР, гастроэнтеролог, нефролог, уролог, пульмонолог, психиатр, нейропсихолог, клинический психолог. На данный момент об излечении церебрального паралича речь не идет: технически невозможно удалить первопричину – поврежденные участки головного мозга, и заменить их на здоровую активную ткань, восстановив при этом функционал. Поэтому основная цель лечения, или медицинской реабилитации больного церебральным параличом ребенка – это поддерживать и улучшать его состояние, снимать симптоматику, помогать восстановлению утраченных функций, профилактировать и лечить осложнения. А также – осваивать коммуникацию и поддерживать психологическое состояние. Для ребенка с особенностями очень важно общение со сверстниками и взрослыми, чувство, что он такой же, как все дети. Что у него есть детство, а не только череда из врачебных приемов и процедур. Лечение детского церебрального паралича корректнее называть медицинской реабилитацией, потому что вылечить ДЦП и снять диагноз на сегодняшний день невозможно. Медицинская реабилитация при детском церебральном параличе Она включает себя как медикаментозное лечение, так и ортопедическое (консервативное и хирургическое). А также мероприятия для восстановления утраченных функций, освоения новых движений и так далее (немедикаментозное лечение). Подробнее рассказываем ниже.
Медикаментозное консервативное лечение: коррекция мышечного тонуса спазмолитиками и миорелаксантами, улучшение питания (трофики) мозга (применение ноотропных препаратов); применение противоэпилептических и противосудорожных препаратов при необходимости. Лечение всех терапевтических осложнений ДЦП: пролежней, запоров, инфекционно-воспалительных заболеваний мочевыводящей системы, аспирационной пневмонии.
Немедикаментозное консервативное лечение включает работу с моторной функцией, коррекция нарушений мышечного тонуса, развитие выносливости, навыков самообслуживания и координации. Это: лечебная физическая культура ЛФК, кинезиотерапия, физиопроцедуры, тренировки на балансировочных платформах, специальных тренажерах и в экзоскелетах, мануальная терапия, лечебный массаж, подвесная терапия (метод Гросса), тейпирование и т.д.
Нейроортопедическое консервативное лечение включает себя коррекцию и профилактику вторичных ортопедических осложнений: контрактур, вывихов суставов, возможных переломов, искривления позвоночника, деформаций стоп и т.д. Занимаются этим направлением детские травматологи- нейроортопеды и нейроортопеды-ортезисты.
Ботулинотерапия. Метод основан на способности препаратов ботулотоксина типа А (БТА), например, Диспорта, блокировать нервно-мышечную передачу импульса. Цель такой терапии – расслабление групп мышц для снятия спастики, нормализация тонуса, устранение болевого синдрома и улучшение состояния больного. В результате применения ботулинотерапии у пациента есть возможность совершать те движения, которые были заблокированы из-за спастичности мышц. Процедура в современном варианте проходит под контролем УЗИ.
Нейрохирургическое ортопедическое лечение – это оперативное вмешательство, целью которых является устранение мышечного гипертонуса и хирургическая коррекция контрактур, деформаций. Это может быть селективная дорсальная ризотомия (СДР), заднешейная ризотомия. СДР используется для снятия спастики путем пересечения определенных нервов. В нашей стране СДР доступно по полису обязательного медицинского страхования для детей с 2 до 9 лет при 3 и 4 степени тяжести ДЦП. Нейрохирургическое вмешательство на головном мозге применяется для устранения непроходящих эпилептических приступов.
Цель немедикаментозной терапии с помощью ЛФК и других методик – максимально развить правильные навыки движения и помешать закреплению неправильных, освоить коммуникацию, укрепить тело и психику. В общем и целом – улучшить качество жизни ребенка насколько это возможно. Для этого используются такие методики, как:
различные методики ЛФК;
кинезиотерапия или лечение движением: Бобат- и Войта терапия, психогимнастика, коррекционная ритмика, использование кинезиологических пособий и тренажеров;
использование специальных инновационных устройств и тренажеров;
занятия с психологом и логопедом;
плавание, гидрокинезиотерапия;
физиотерапия: электросон, электро- и магнитная терапия, бальнеологическое и теплолечение;
сенсорная, иппо- и дельфинотерапия. Общение с животными помогает улучшить восприятие сенсорной информации и ее обработку, моторную функцию, координацию движений, а также развить и гармонизировать эмоциональную компоненту у детей благодаря задействованным органам чувств и позитивным эмоциям от общения с животными;
виды лечебного массажа;
тейпирование – использование специальных эластичных лент – тейпов с целью уменьшения спастики мышц и поддержки суставов.
эрготерапия (трудотерапия, оккупационная терапия) обучает ребенка навыкам самообслуживания, прививает любовь к труду и творчеству, развивает эмоционально-волевую сферу и познавательную активность;
сенсорная интеграция позволяет лучше воспринимать и обрабатывать сенсорную информацию.
Для детей с ДЦП разработано множество авторских комплексных программ реабилитации и абилитации (обучение людей с ограниченными возможностями), которые применяются при детских реабилитационных центрах в Москве и других городах. В арсенале помогающих специалистов есть еще больше методик и постоянно появляются новые. Однако единой схемы лечения ДЦП не существует. Составить программу реабилитации для каждого конкретного случая может только лечащий врач совокупно с другими специалистами исходя из особенностей, потребностей ребенка и целей реабилитации.