ДЦП: причины, формы, признаки Детский церебральный паралич, церебральный паралич (в мировой медицинской практике), ДЦП – группа неврологических расстройств, основная характеристика которых – нарушение мышечного тонуса и моторной функции. Состояние сопровождается ортопедическими осложнениями, нарушениями психических функций и другими отклонениями. ДЦП – самая частая причина детской инвалидизации в мире. Причины ДЦП кроются в пороках развития или гибели клеток участка головного (реже спинного) мозга. И чаще всего это происходит еще во внутриутробном периоде развития ребенка. Основные факторы возникновения: недоношенность (роды на сроке 28 акушерских недель и менее), экстремально низкий вес ребенка при рождении (1,5 кг и менее), гипоксия плода, перенесенные матерью во время беременности (гепатит, краснуха, цитомегаловирус, венерические заболевания и т.д.) или уже имеющиеся тяжелые заболевания (такие, как сахарный диабет, гипотиреоз и другие), употребление алкоголя и наркотиков, патологии течения беременности (отслойка плода, преэклампсия). Возможны и интранатальные (возникшие во время родов) и постнатальные причины: быстрые, затяжные роды, длительный безводный период во время родов, разрешение многоплодной беременности, неправильно выбранная тактика ведения родов, использование вакуум-экстракции и акушерских щипцов; родовая травма, подключение к аппарату ИВЛ, выраженная желтуха новорожденного и другие. Перенесенные в очень раннем младенческом возрасте инфекции могут привести к менингиту или энцефалиту и также стать причиной ДЦП. Патология возникает не от одной, а чаще от комплекса факторов, но гипоксия и недоношенность – наиболее значимые из них. Формы ДЦП классифицируются по МКБ-10 (российская классификация), в том числе по Бадаляну и Семеновой. Международная классификация ДЦП называется GMFCS (Gross Motor Function Classification System – система классификации больших моторных функций). Она включает в себя 5 степеней тяжести паралича относительно способности ходить:
I – ходьба без ограничений;
II – ходьба с ограничениями;
III – ходьба с использованием ручных приспособлений для передвижения;
IV – самостоятельное передвижение ограничено, могут использоваться моторизированные средства передвижения;
V – полная зависимость ребёнка от окружающих – перевозка в коляске или инвалидном кресле.
По формам ДЦП выделяют следующие типы заболевания: Спастические формы (характеризуются повышенным мышечным тонусом – спастикой мускулатуры): - моноплегия – потеря подвижности только одной конечности; - гемиплегия – потеря подвижности руки и ноги с одной стороны (могут быть затронуты язык и лицо); - диплегия – поражением затронуты обе руки; - параплегия – пациент не может двигать верхней или нижней половиной тела; - двусторонняя гемиплегия/квадриплегия/тетрапарез – потеря подвижности обеих сторон тела. По Л. О. Бадаляну различаются:
Спастический церебральный паралич. Самая часто встречающаяся форма ДЦП. Характеризуется скованными судорожными движениями пациента при попытках двигаться.
Дистонический церебральный паралич - наблюдается расстройство произвольного контроля мышц тела, трудности с поддержанием поз.
Дискинетический/гиперкинетический церебральный паралич/ гиперкинез. Для него характерны неконтролируемые однотипные движения пациента – гиперкинезы.
Атаксический церебральный паралич. При этой форме болезни есть проблемы с контролем движений, удержанием равновесия, слабостью мышц и координацией движений. Часто сопровождается нарушениями интеллекта.
Атонически-астатический церебральный паралич – преобладают нарушения психоэмоциональной сферы и координации движений. Область поражения – лобные доли мозга и мозжечок.
Смешанные формы, когда сочетается 2 и более типов нарушений.
Симптоматика ДЦП довольно разнообразна. Церебральный паралич у ребенка обычно диагностируют в первые 2 года жизни, но чаще – после 12 месяцев, когда становятся явными нарушения моторной функции и ее отставание относительно возрастных норм: ребенок не сидит или не ходит в положенные сроки. Также ДЦП сопровождается отставанием психического и речевого развития: ребенок не распознает эмоции, сам редко улыбается, не гулит и не лепечет по возрасту, не произносит слоги. После 1 года жизни не пытается произносить слова и не связывает их по смыслу. Может быть плохой аппетит, вялость, плаксивость. Также к тревожным симптомам относятся:
судороги;
неконтролируемые движения, суетливость и неуклюжесть;
странные позы и положение конечностей у младенца: например, они выпрямлены полностью или сильно прижаты к туловищу;
ребенок не держит головку после 3 месяцев;
часто давится, есть явные проблемы с глотанием;
не ищет источник звука глазами, не концентрируется на предмете;
нарушение координации движений;
ходьба на цыпочках.
Обнаружение таких симптомов и поведения ребенка – повод показать его врачу. К какому врачу обращаться при детском церебральном параличе? Какой врач лечит ДЦП? Обращаться нужно, прежде всего, к педиатру. Он оценит состояние ребенка и при необходимости направит на прием к детскому неврологу, назначит необходимые для дифференциальной диагностики исследования (либо их назначит уже невролог). Это:
МРТ или КТ головного мозга;
нейросонография (УЗИ головного мозга) для детей до 1,5 года;
электроэнцефалография (ЭЭГ);
электронейромиография (ЭНМГ);
Для дифференциальной диагностики назначаются генетические анализы, чтобы исключить наследственный фактор, так как некоторые заболевания похожи по своим проявлениям на ДЦП (миотонии, миодистрофии, синдром Луи-Бар и т.д.).
Детям до 1 года чаще ставят диагноз «энцефалопатия», а не ДЦП. Это связано со способностью мозга восстанавливаться и компенсировать утраченный функционал. Если все же у ребенка был выявлен ДЦП, то следует понимать, что лечение и реабилитацию ДЦП необходимо начать как можно раньше (в идеале – сразу же). Именно это позволит избежать множества осложнений ДЦП и в дальнейшем обеспечит ребенку максимально возможный нормальный уровень жизни и самочувствия, позволит легче интегрироваться в социум и жить обычной жизнью. Диагноз «ДЦП» является пожизненным, но степень заболевания и адаптация к социуму у всех больных разная. Методы лечения ДЦП Основные направления лечения ДЦП следующие:
медикаментозное консервативное лечение: коррекция мышечного тонуса, улучшение питания (трофики) мозга (применение ноотропных препаратов); применение противоэпилептических и противосудорожных препаратов. Сюда же относится и лечение всех терапевтических осложнений ДЦП: пролежней, запоров, инфекционно-воспалительных заболеваний мочевыводящей системы, аспирационной пневмонии и т.д.
Немедикаментозное консервативное лечение – работа с моторной функцией, коррекция нарушений мышечного тонуса, развитие навыков самообслуживания. Что именно сюда входит, расскажем в следующем разделе.
Нейроортопедическое консервативное лечение включает себя коррекцию и профилактику вторичных ортопедических осложнений: контрактур, вывихов суставов, возможных переломов, искривления позвоночника, деформаций стоп и т.д. Занимаются этим направлением детские травматологи- нейроортопеды и нейроортопеды-ортезисты.
Ботулинотерапия. Метод основан на способности препаратов ботулотоксина типа А (БТА), например, Диспорта, блокировать нервно-мышечную передачу импульса. Цель такой терапии – расслабление групп мышц для снятия спастики, нормализация тонуса, устранение болевого синдрома и улучшение состояния больного. В результате применения ботулинотерапии у пациента есть возможность совершать те движения, которые были затруднены или недоступны из-за спастики мышц.
Хирургическое ортопедическое лечение – это оперативное вмешательство, целью которых является устранение мышечного гипертонуса и хирургическая коррекция контрактур, деформаций.
Основные методы реабилитации детей с ДЦП Ключевую роль в поддержке больного ДЦП играет реабилитация, цель которой – максимально адаптировать ребенка к жизни, не дать закрепиться неправильным двигательным установкам и сформировать правильные паттерны движения, корректировать психическое, умственное и речевое развитие, поддержать психологически, развить навыки коммуникации. Для деток с ДЦП разработано множество авторских комплексных программ реабилитации и абилитации (обучение людей с ограниченными возможностями), которые практикуются при детских реабилитационных центрах в Москве и других городах. В программы реабилитации могут входить такие направления, как:
лечебная физическая культура или ЛФК – различные комплексы гимнастических упражнений, которые пациент осваивает вместе с инструктором ЛФК (инструктор обязательно имеет медицинское образование). ЛФК развивает, восстанавливает и поддерживает функциональные навыки движения пациента, помогает снять спастичность мускулатуры, улучшает результаты медикаментозной терапии, координацию движений, общее состояние, способствует обретению уверенности в себе и освоению навыков самообслуживания.
Ортопедическая реабилитация. Осуществляется с помощью профилактики и коррекции контрактур суставов и привычных вывихов. Инструменты такой терапии – это ортопедические устройства: туторы, аппараты, ортезы и другие.
Физиотерапия – комплекс физиопроцедур, таких, как, например, электромиостимуляция – стимуляция мускулатуры микротоками.
Парафинотерапия и грязелечение, бальнеологическая терапия – процедуры, направленные на уменьшение спастичности, болей, улучшение общего состояния больного ребенка.
Массаж – еще один метод реабилитации больных с ДЦП. Для пациентов с этим заболеванием есть специальные методики массажа.
Войта-терапия и Бобат-терапия: методики ЛФК, которые нормализуют физиологические движения и тормозят патологические рефлексы. Названы так по фамилиям основателей.
Водная гимнастика и подводное вытяжение – также одно из направлений ЛФК, целью которого является нормализация тонуса и правильная работа мышц, коррекция осанки и работа с координацией.
Проприоцептивная нейромышечная фасилитация или PNF. Кинезиологический метод, который является одним из самых эффективных в реабилитации ДЦП. Суть его заключается в раскрытии заложенного изначально двигательного потенциала ребенка через воздействие на проприорецепторы (отсюда и название метода). Благодаря методу мозг устанавливает прочную нейронную связь между правильными движениями и отвечающими за них отделами головного мозга, что очень важно для больных ДЦП.
Кинезиология в реабилитации ДЦП – направление адаптивной физкультуры, обеспечивающее правильное мышечное движение. А также коррекция расстройств опорно-двигательного аппарата, которое достигается с помощью двигательной активности («кинезио» - «движение»).
Аппаратная кинезиология – комплекс кинезиологических упражнений на специальных тренажерах, целью которых является нормализация двигательной активности, снятия спастики и т.д.
Эрготерапия – или оккупационная, или трудотерапия. Помогает развить навыки самообслуживания, полюбить творчество, игры и труд, развить координацию, мышление, творческие способности и коммуникацию.
Развитие мелкой моторики по М. Монтессори – метод, который помогает детям с ДЦП не только освоить действия руками, но и способствующий улучшению работы ЦНС.
Дефектология и логопедия. Многие маленькие пациенты страдают от отсутствия речи или ее дефектов. Опытные логопеды-дефектологи, работая с больными ДЦП детьми, помогают им освоить речь или исправить ее, расширяют словарный запас, улучшают дикцию и артикуляцию. Это повышает коммуникативные возможности ребенка, способствует его уверенности в себе, улучшает психологическое состояние, помогает интегрироваться в общество.
Дельфино-, канис- и иппотерапия – лечение с помощью контакта с дельфинами, собаками и лошадьми. Это не только развивает координацию, но и оказывает доказанный благотворный эффект на психику ребенка, гармонизирует его психологическое состояние.
Санаторно-курортное лечение для больных с ДЦП позволяет улучшить их самочувствие, профилактировать осложнения (такие, как заболевания опорно-двигательного аппарата, дыхательных путей) и получить недоступные по месту жительства оздоровительные процедуры: грязелечение, морские купания и т.д. К тому же, это положительно сказывается на психике ребенка и родителя.
Психологическая коррекция и адаптация, психотерапия. К сожалению, маленькие пациенты с этим заболеванием могут иметь отставание в психическом развитии, сниженный интеллект, психологические проблемы (агрессия, аутоагрессия, депрессивные состояния, неврозы и т.д.). Поэтому работа психолога – важная часть реабилитации ребенка с ДЦП.
Специалисты по реабилитации Соответственно методам заниматься реабилитацией детей с ДЦП будут такие специалисты, как:
неврологи;
нейроортопеды и нейрохирурги;
логопеды-дефектологи;
клинические психологи;
кинезиологи;
реабилитологи и инструкторы ЛФК;
физиотерапевты и другие.
Выбор эффективных процедур для лечения ДЦП
Выбор процедур в программе реабилитации – это не просто набор упражнений или понравившаяся методика. Программу реабилитации разрабатывает команда квалифицированных специалистов центра или клиники, основываясь на анамнезе больного, проявлениях заболевания, его степени, возрасте и других аспектах. Отталкиваясь от этих данных, врачи составляют комплекс мероприятий, необходимых для данного пациента. Прогнозируют возможные результаты данной программы реабилитации, основываясь на результатах и составляющих предыдущей реабилитации, оценивают состояние и потребности ребенка на текущий момент. И лишь после такого всестороннего анализа «рождается» индивидуальная программа реабилитации пациента с ДЦП (она еще называется ИПРА).