Запишитесь на консультацию
Оставьте ваши данные, мы перезвоним и подберём удобное для вас время записи
Закажите изделие по телефону!
Оплатите картой или электронным сертификатом!
html
2024-11-15
Набор для развития мелкой моторики у детей с ДЦП
Набор для развития мелкой моторики у детей с ДЦП: Зачем он необходим и какие упражнения в него включены

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа непрогрессирующих неврологических синдромов, которые характеризуются общими чертами: повреждением головного, реже спинного мозга (в чем и есть причина паралича) и проявлениями. Нередко такие повреждения мозга ребенка связаны с патологиями беременности (например, с гипоксией, недоношенностью, особенно глубокой; с острыми или хроническими болезнями матери, интоксикацией, генетическими сбоями) или тяжелым течением родов: быстрыми или затяжными родами, использованием вакуум-экстракции, безводным периодом, неправильно выбранной тактикой ведения родов, халатностью медперсонала и родовыми травмами. Причины ДЦП чаще «работают» в комплексе. Их совокупность вызывает нарушение моторной функции, и нередко психических: речи, интеллекта, эмоциональной сферы, вызывает патологии слуховых и зрительных анализаторов. ДЦП требует непрерывной комплексной реабилитации с самого момента постановки диагноза у ребенка.

Одной из самых важных сторон реабилитации детей с ДЦП является развитие мелкой моторики — навыков, которые связаны с движениями рук и пальцев. Развитие этих навыков способствует не только улучшению физической активности ребенка, но и улучшению когнитивных функций, развитию координации и самостоятельности – тех функций, которые нуждаются в восстановлении и развитии у ребенка с ДЦП.

Для эффективной работы с детьми с ДЦП, у которых наблюдаются трудности с моторикой, специально разработаны наборы для развития мелкой моторики. Такие наборы включают в себя разнообразные инструменты и материалы, которые помогают ребенку тренировать и улучшать координацию рук и пальцев – а, значит, улучшать работу мозга.

Зачем нужен набор для развития мелкой моторики?

Мелкая моторика — это способность выполнять точные движения пальцами, а также кистями рук и ладонями. У детей с ДЦП она часто развивается медленнее из-за нарушений в работе центральной нервной системы, спастичности мышц или слабого контроля над движениями. Однако тренировка этих навыков имеет действительно большое значение для маленьких пациентов, и вот почему:

  • при проработке мелкой моторики у детей происходит развитие самостоятельности. Улучшение мелкой моторики помогает ребенку лучше контролировать свои движения: учиться застегивать одежду, держать ложку, рисовать или писать. Конечно, этот произойдет не сразу, но упражнения действительно помогают малышу освоить такие непростые для них навыки.
  • Когнитивное развитие. Связь между пальцевыми движениями и развитием когнитивных способностей ребенка давно доказана. Развитие мелкой моторики положительно влияет на способность к решению задач, стимулирует внимательность и память.
  • Укрепление мышц. Тренировка мелкой моторики способствует развитию мышц рук, что улучшает общую координацию и активность. Дети учатся управляться со своим телом точнее и эффективнее.
  • Социальная адаптация. Развитие навыков самообслуживания, (самостоятельный прием пищи, самостоятельное одевание и другое), улучшает качество жизни ребенка и помогает ему чувствовать себя более независимым. Развитие творческих способностей помогает выработать чувство самодостаточности, поднять самооценку. А это, в свою очередь, облегчает коммуникацию и настраивает на позитив.
Основные элементы набора для развития мелкой моторики

Наборы для развития мелкой моторики могут включать различные игрушки и инструменты, которые помогают ребенку тренировать руки и пальцы, развивая координацию и точность движений. Вот что обычно входит в такие наборы:

  • Пазлы и вкладыши. Пазлы состоят из крупных или маленьких элементов, что помогает развивать точность движений и внимание. Вкладыши с различными формами стимулируют ребенка правильно распознавать и помещать объекты в нужные отверстия.
  • Игры с булавками и застежками. Игры со специальными безопасными булавками, кнопками и застежками (например, застегивание пуговиц) помогают ребенку научиться работать с мелкими предметами, развивая ловкость пальцев и сообразительность.
  • Наборы для лепки. Лепка из пластилина, глины или специального (может подойти и обычное) теста развивает силу пальцев, координацию движений и творчество. Это помогает ребенку почувствовать текстуры и улучшать работу мелких мышц рук.
  • Мозаика и нанизывание бусин. Игры с мозаиками, нанизывание бусин на нити или специальные игрушки, в которых нужно вставлять элементы в отверстия, развивают координацию рук и точность движений. Помните, что при этом важно следить, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы.
  • Игры с магнитами и моделями. Магнитные конструкторы, которые можно соединять, и модели, которые требуют точных движений для сборки, помогают ребенку не только тренировать мелкую моторику, но и логическое мышление.
  • Наборы для рисования и письма. А как же письмо и рисование? Специальные наборы, включающие карандаши, фломастеры и кисти, способствуют развитию творческого мышления и навыков рисования, а также укрепляют пальцы и кисти рук.
  • Текстильные и шнуровочные игрушки. Шнуровки и текстильные игрушки с отверстиями для шнурков и завязок тренируют руки ребенка для выполнения более сложных задач, таких, как, например, завязывание шнурков.
Упражнения для развития мелкой моторики

В наборы для развития мелкой моторики часто включаются не только игрушки, но и инструкции по выполнению упражнений, которые способствуют улучшению навыков. Не стоит ими пренебрегать! Вот несколько примеров упражнений, которые можно выполнить с такими наборами:

  • Мелкие предметы. Дайте ребенку небольшие игрушки или предметы, такие как пуговицы или бусины, и попросите его поместить их в контейнер с маленькими отверстиями. Это упражнение помогает развивать точность движений пальцев.
  • Нанизывание бусин. Используйте шнурок и бусины, чтобы ребенок мог нанизывать бусины на шнурок. Это упражнение развивает координацию и улучшает гибкость пальцев.
  • Рисование. Дайте ребенку мелкие инструменты для рисования (например, карандаши или фломастеры) и попросите его нарисовать простые фигуры. Рисование помогает развивать контроль над руками и пальцами. Не расстраивайтесь, если сразу не получилось. Хвалите ребенка за любое, самое маленькое на ваш взгляд, достижение.
  • Шнуровка и застежки. Дайте ребенку игрушки со шнурками, кнопками и застежками, которые он должен застегнуть или застегнуть. Это упражнение также отлично развивает моторику и укрепляет мышцы рук.
  • Собирание пазлов. Пазлы, в которые нужно вкладывать элементы, помогают развивать точность движений и внимание. Начните с крупных пазлов, постепенно переходя к более мелким деталям.
Как выбрать набор для развития мелкой моторики?

При выборе набора для развития мелкой моторики ребенку с церебральным параличом важно учитывать несколько факторов:

  1. Возраст ребенка. Выбирайте наборы, соответствующие возрасту и уровню развития ребенка. Наборы для младших детей будут включать крупные детали, а для более старших — мелкие.
  2. Требования к функциональности. Если ребенок страдает от сильной спастичности, предпочтительнее использовать игрушки с мягкими и гибкими частями, которые не будут вызывать боли или дискомфорта.
  3. Интересы ребенка. Чтобы упражнения были максимально эффективными, важно учитывать предпочтения ребенка. Например, если ему нравится рисовать, можно выбрать наборы для рисования и письма и так далее. Также хорошая идея – попросить рекомендации у психолога и логопеда, который занимается с ребенком, он подскажет, что именно лучше купить, чтобы развивать сильные навыки именно вашего ребенка.
Заключение

Набор для развития мелкой моторики — это важный инструмент в реабилитации детей с ДЦП. Он способствует улучшению физических навыков ребенка, развитию самостоятельности и координации, а также помогает в обучении повседневным действиям. Такие наборы могут быть весьма разнообразными, начиная от простых игрушек и заканчивая более сложными конструкторами, что позволяет адаптировать занятия под потребности каждого ребенка. Регулярные тренировки с такими наборами отвечают заявленным для них целям: улучшают мелкую моторику, укрепляют пальцы, ладони и кисти, способствуют уменьшению спастики, тренируют логику, смекалку и креативность. И в целом, играют важную роль в улучшении качества жизни детей с ДЦП.