Спинально-мышечная атрофия

Спинально-мышечная атрофия — врождённое генетическое заболевание, при котором умирают клетки спинного мозга, отвечающие за передачу импульсов мышцам. В зависимости от того, какие двигательные функции утрачиваются, выделяют четыре типа заболевания:

I тип

Этот тип также называют болезнью Верднига-Гоффмана; примерно половина всех детей со спинально-мышечной атрофией относятся именно к этому типу. Эти дети не могут сидеть самостоятельно, часто даже не способны сами удерживать голову, и у них развиваются самые серьёзные ортопедические осложнения — сколиозы высокой степени, деформации грудной клетки, контрактуры крупных суставов (которые могут сформироваться ещё до рождения ребёнка), подвывихи и вывихи головок бедренных костей.

II тип

Дети с этим типом заболевания могут сидеть (а иногда и стоять) без поддержки, но не могут ходить, и им недоступны иные виды передвижения кроме как в кресле-коляске. У них часто развиваются сколиоз от средней до высокой степени, контрактуры крупных суставов, несколько реже — деформации грудной клетки, подвывихи и вывихи головок бедренных костей.

III тип

Этот тип также называют болезнью Кугельберга-Веландера. Дети с этим типом заболевания могут самостоятельно сидеть, стоять и ходить, и часть из них сохраняет эту способность и во взрослом возрасте. У них также могут развиваться контрактуры крупных суставов и деформации позвоночника по типу сколиоза, подвывихи и вывихи головок бедренных костей, однако (как правило) не слишком серьёзные, и степень деформации напрямую связана с объёмом двигательной активности ребёнка.

IV тип

Дети с этим заболеванием способны самостоятельно передвигаться, не утрачивают эту способность с возрастом, и (как правило) избегают развития значимой ортопедической патологии.

Вероятность развития ортопедических осложнение и степень их тяжести напрямую зависит от объёма двигательной активности ребёнка: чем меньше он способен двигаться, тем тяжелее будет патология, и тем раньше она возникнет.