Детский церебральный паралич — это группа неврологических непрогрессирующих расстройств, вызванных повреждением головного мозга в перинатальный период: во внутриутробном периоде, родах или раннем детском возрасте. Причиной могут стать инфекции и интоксикации матери, генетические нарушения, недоношенность и гипоксия, хронические болезни и тяжелые состояния мамы (например, кровотечения, гипертония и преэклампсия), затяжные роды, родовые травмы, острые инфекции в младенчестве. Поражение различных частей мозга, таких как кора головного мозга, мозжечок или базальные ганглии, может влиять на речевые центры, что приводит к нарушениям моторики речи.
Дизартрия — это нарушение речи, вызванное поражением центральной нервной системы, которое проявляется в нарушении артикуляции, произношения звуков, интонации и темпа речи. У детей с детским церебральным параличом (ДЦП) дизартрия является частым сопутствующим расстройством, так как поражение головного мозга при этом заболевании затрагивает не только двигательные функции, но и речевые процесс.
Причины дизартрии у детей с ДЦП- Моторные расстройства: у детей с ДЦП часто наблюдаются двигательные нарушения, такие как спастичность, атетоз, гипотония, которые могут мешать координации мышц, отвечающих за речь.
- Повреждения в различных областях мозга: поражения в моторной коре, палео- и неокортексе могут приводить к нарушениям в артикуляции и темпе речи.
- Нарушения в иннервации речевых органов: повреждения, связанные с нервацией губ, языка, глотки и других органов артикуляции, также могут быть причиной дизартрии.
У детей с ДЦП могут наблюдаться различные типы дизартрии в зависимости от характера повреждений мозга. Чаще всего у деток с церебральным параличом классифицируют псевдобульбарную форму дизартрии и делят ее на подтипы:
- спастико-паретическая;
- спастико-ригидная;
- спастико-атактическая;
- спастико-гиперкинетическая;
- атактико-гиперкинетическая;
- стертая форма.
Рассмотрим формы более подробно.
- Спастическая дизартрия: возникает при спастической и дискинетической формах паралича. Мышечный тонус при этом повышен (при дискинетической может быть то повышенным, то пониженным). Спастика мышц лица и речевого аппарата вызывает трудности с произнесением звуков, а речь слышится "зажатой", трудной для восприятия.
- Атетозная дизартрия: встречается при атетозе — движениях, которые трудно контролировать. В таких случаях речь может быть нечеткой, а артикуляция — неустойчивой.
- Гипокинетическая дизартрия: характерна для детей с гипотонией (формой ДЦП со сниженным тонусом мышц), когда речь может быть слабой, с низким темпом, без должной динамики.
Следует учитывать и то, что при ДЦП у детей кроме нарушений двигательной сферы и речи (дизартрии) может нарушаться слух, зрение, эмоционально-волевая сфера.
Выделяют еще и такую форму, как стертая дизартрия, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического (отвечает за выразительность речи: тембр, интонация и т.д.) компонентов речевой функциональной системы.
Симптомы дизартрии у детей с ДЦПНачальные признаки дизартрии у ребенка с ДЦП могут выражаться в нарушении предречевого развития: отсутствии гуления, лепета, произношения слогов. Именно на это стоит обратить внимание в возрасте до 1 года и далее.
- Нарушения артикуляции: дети с дизартрией часто не могут четко произносить звуки, что делает речь трудной для понимания. Это может касаться как отдельных звуков, так и целых слогов.
- Нарушения общей моторики и моторики верхней части лица (маскообразное выражение лица – не двигаются глаза и брови).
- Нарушение темпа речи: речь может быть слишком быстрой или, наоборот, слишком медленной.
- Нарушение интонации: дети с дизартрией могут иметь монотонную или несогласованную интонацию.
- Снижение голосовой активности: дети могут говорить тихо или с трудом, особенно в моменты усталости или волнения.
- У ребенка могут быть сложности с жеванием и глотанием, слюнотечение.
Диагноз дизартрии ставится на основе клинического осмотра и наблюдения за речью ребенка. Проводится комплексное обследование, включая:
- неврологический осмотр, при котором происходит выявление признаков поражения центральной нервной системы. Врач проводит специальные тесты на моторную функцию, мышечный тонус, рефлексы и т.д. Затем назначаются исследования: нейросонография (УЗИ мозга) деткам до 1-1,5 лет; ЭЭГ и ЭНМГ; КТ/МРТ, анализы крови на генетические синдромы, консультации нейрохирурга, психиатра, нейропсихолога, логопеда-дефектолога, эпилептолога, ЛОРа, офтальмолога.
- Оценка речевых и моторных функций у логопеда-дефектолога: обследование артикуляции, голоса, темпа и интонации речи.
- По результатам всесторонней оценки ставится диагноз и назначается лечение.
Лечение дизартрии как сопутствующего состояния у детей с ДЦП требует обязательного комплексного подхода в рамках регулярной реабилитации.
- Логопедическая коррекция: работа с логопедом. Она направлена на развитие артикуляции, улучшение произношения звуков и обучение правильному дыханию для улучшения голосового аппарата. Эффективным средством считается специальный логопедический массаж.
- Общий медицинский массаж и физиотерапия: восстановление моторных функций речевых мышц неотделимо от общего состояния больного, которое можно эффективно улучшить с помощью массажа и физиопроцедур.
- Медикаментозная терапия: в некоторых случаях могут быть назначены препараты для улучшения моторики, расслабления мышц или коррекции спастичности.
- ЛФК – лечебная физическая культура – метод, позволяющий восстанавливать моторную функцию, укреплять мышцы и нормализовать их тонус, развивать мелкую моторику, тем самым активизируя работу мозга. Комплекс подбирается индивидуально врачом-реабилитологом/инструктором ЛФК. Упражнения также важно делать и дома, чтобы занятия были непрерывными.
- Психологическая поддержка: важно учитывать эмоциональное состояние ребенка, так как дети с нарушениями речи могут испытывать целый спектр негативных переживаний: неуверенность в себе, снижение самооценки, стресс, апатию, неврозоподобное состояние.
- Нельзя упускать из виду и уровень социализации ребенка: ограничение внешних контактов мешает вырабатывать навыки коммуникации, главным из которых является речь. Также важно создать ребенку комфортные условия для занятий и игр.
Прогноз развития речи у детей с ДЦП и дизартрией зависит от степени поражения головного мозга и возраста ребенка. Чем раньше начнется лечение и коррекция, тем лучше результаты можно ожидать. В некоторых случаях, несмотря на интенсивную коррекцию, могут сохраняться определенные проблемы с речью на протяжении всей жизни.
Важно, чтобы родители и педагоги создавали комфортную и поддерживающую среду для ребенка, активно участвовали в логопедических занятиях и поощряли его усилия в преодолении речевых трудностей.
ЗаключениеДизартрия у детей с детским церебральным параличом — это распространенная проблема, требующая внимательного и всестороннего подхода к лечению. Правильная диагностика, ранняя коррекция речи и реабилитация могут значительно улучшить качество жизни ребенка, помочь ему развивать коммуникативные навыки и социализироваться в обществе.