Запишитесь на консультацию
Оставьте ваши данные, мы перезвоним и подберём удобное для вас время записи
Закажите изделие по телефону!
Оплатите картой или электронным сертификатом!
html
2024-11-15
Как научить ходить ребенка с ДЦП: рекомендации и подходы

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа непрогрессирующих неврологических нарушений, связанных с повреждением мозга плода во время беременности, рождения ребенка или в раннем детском возрасте (в результате травм или инфекций), которые влияют на развитие моторной функции, координацию и мышечный тонус. Для детей с ДЦП обучение ходьбе является важным этапом реабилитации. Хотя дети с этим заболеванием могут сталкиваться с серьезными трудностями в освоении двигательных навыков, современные методы терапии и реабилитации дают хорошие результаты и помогают значительно улучшить физическое состояние ребенка.

В этом материале разбираем, что необходимо на пути освоения навыка ходьбы для малыша с ДЦП.

Понимание причин нарушения ходьбы при ДЦП

Первый этап – это анализ причин нарушения моторной функции. На приеме врач-невролог оценивает состояние ребенка, развитие психических и физических функций, рефлексы, мышечный тонус.

У детей с этим заболеванием могут возникать следующие проблемы по отдельности или в комплексе:

  • спастичность — повышенный тонус мышц, особенно в ногах;
  • гипотония — пониженный тонус мышц;
  • нарушение баланса и координации, ощущения своего тела в пространстве;
  • сложности с моторикой, постуральным контролем и контролем движений.

Каждый ребенок с ДЦП имеет индивидуальный набор симптомов, поэтому подходы к обучению ходьбе будут различаться.

Раннее вмешательство и диагностика

Решающее значение имеет не просто своевременная, а как можно более ранняя диагностика ДЦП, начало реабилитации и работы по обучению ходьбе, чтобы максимально задействовать нейропластичность мозга и раскрыть возможности ребенка. Это значительно повышает шансы ребенка на успешное восстановление. Для этого нужно пройти:

  • Попасть на консультации к специалистам: неврологу, ортопеду, реабилитологу, физиотерапевту, психологу, нейропсихологу, эпилептологу (иногда – психиатру и нейрохирургу). Если есть задержка предречевого или речевого развития, также понадобится консультация логопеда-дефектолога. Специалисты должны оценить состояние ребенка, чтобы определить, какие именно подходы и методы терапии будут наиболее эффективны, дать свои заключения и рекомендации. Затем составляется программа реабилитации, которая корректируется с ростом ребенка и изменением его потребностей.
Методы реабилитации и терапии для обучения ходьбе

Для успешного обучения ходьбе детей с ДЦП используется комплексный подход, который включает несколько методов и техник.

  • Лечебная физкультура (ЛФК) и кинезиология

    Лечебная физкультура является основой для восстановления двигательных навыков. Эта медицинская дисциплина обладает широчайшим, проверенным многолетней практикой, арсеналом упражнений. С помощью индивидуально подобранных упражнений можно улучшить силу мышц, гибкость и координацию движений. Основные направления ЛФК:

    • упражнения на растяжку, укрепление мышц ног и бедер;
    • нормализация мышечного тонуса для преодоления спастичности или гипотонии;
    • тренировка выносливости, равновесия и координации.
  • Массаж и мануальная терапия

    Медицинский массаж помогает улучшить кровообращение, расслабить спастичные мышцы и повысить их подвижность. Это также способствует снятию напряжения и болевого синдрома, улучшению кровообращения и общего состояния ребенка. Мануальная терапия помогает восстанавливать правильное положение суставов и укреплять мышцы.

  • Биомеханическая коррекция и ортопедические устройства

    Если у ребенка есть выраженные деформации стоп или суставов, специалисты могут рекомендовать:

    • ортезы и корректирующие стельки для поддержания правильного положения ног.
    • Специальная обувь, поддерживающая правильную осанку и ходьбу.
    • Костыли или ходунки для детей, которые еще не могут самостоятельно ходить, но могут опираться на дополнительные средства.

    Ношение специальных аксессуаров и использование устройств, помогающих ходить, поможет малышу с особенностями освоить навык ходьбы быстрее, закрепив правильные, а не патологические паттерны.

  • Метод Бобата

    Метод Бобата используется для реабилитации детей с ДЦП и направлен на нормализацию мышечного тонуса и улучшение координации. Он основывается на принципах стимуляции нервной системы и развития правильных движений через специальные положения тела и техники массажа.

  • Методика ПНФ (Проприоцептивно-нервно-фасциальная терапия)

    Метод ПНФ направлен на восстановление движений с помощью специфических паттернов движений, которые помогают улучшить координацию и активизируют работу нервной системы. Эти упражнения помогают ребенку научиться контролировать свои движения и развивать правильную походку.

  • Метод Сергея Сухарева

    Метод С. Сухарева включает в себя специфические техники стимуляции и разработки двигательных навыков с акцентом на развитие функциональных движений и ходьбы.

  • Психологическая поддержка и мотивация

    Не менее важным аспектом является психологическая поддержка ребенка. Дети с ДЦП сталкиваются не только с физическими проблемами, но и с психоэмоциональными трудностями, такими как:

    • ощущение своей неполноценности (особенно при сохранном интеллекте);
    • проблемы с самооценкой, неврозы и неврозоподобные состояния, неверие в свои силы, апатия, депрессивное состояние;
    • страх перед болью, новыми попытками и движениями.

    Очень важно создать поддерживающую среду и мотивировать ребенка на достижения. В этом помогают:

    • работы с психологом (показана и родителям/опекунам, так как их настрой очень влияет на успех);
    • положительные подкрепления за даже небольшие успехи;
    • семейная поддержка и участие в процессе реабилитации;
    • включенность в социум и наличие постоянных контактов у ребенка и семьи.
  • Роль семейного участия в процессе реабилитации

    Семья играет ключевую роль в процессе реабилитации. Родители должны активно участвовать в терапии, поддерживать ребенка и помогать ему в освоении навыков. От их настроя действительно зависит многое. Семье и вовлеченным близким рекомендуется:

    • проводить дома упражнения, которые назначены врачом;
    • стимулировать ребенка к самостоятельному выполнению простых движений;
    • обеспечить регулярное посещение специалистов и выполнение домашних заданий;
    • поддерживать малыша психологически, постоянно хвалить;
    • работать с психологом/психотерапевтом самим.
  • Современные технологии и методики

    Современные технологии также играют важную роль в обучении детей с ДЦП ходьбе. Использование роботов-реабилитаторов, виртуальной реальности и других инновационных методов стало настоящим прорывом в реабилитации деток с ДЦП. Чем может помочь механотерапия с использованием роботизированных систем:

    • активизировать движение – «показать, как можно ходить» ребенку;
    • развивать координацию и ощущение тела в пространстве;
    • помочь преодолеть страх;
    • обучить детей правильным движениям в игровом формате.
  • Хирургическое вмешательство (при необходимости)

    Если у ребенка есть выраженные контрактуры или другие деформации суставов, которые мешают развитию двигательной функции и мешают движению в принципе, может потребоваться хирургическое вмешательство (по показаниям на усмотрение невролога и травматоога-ортопеда):

    • фасциотомия или тенотомия — операции на сухожилиях и мышцах для улучшения подвижности.
    • Хирургическая коррекция деформаций суставов и костей.
  • Реабилитация и поддержка после обучения ходьбе

    После того как ребенок научится ходить, важно продолжать реабилитацию для закрепления результата. Это включает в себя:

    • поддерживающие физкультурные занятия в центре реабилитации и дома;
    • регулярные консультации с врачами и специалистами – важно «держать руку на пульсе»;
    • упражнения для улучшения общей физической формы.
Заключение

Обучение ходьбе ребенка с ДЦП — это долгий и сложный процесс, который требует терпения, усердной работы и всесторонней поддержки. С помощью комплексного подхода, включающего медицинские и реабилитационные мероприятия, современные методы лечения и активное участие семьи, можно значительно улучшить подвижность ребенка и повысить его качество жизни.